ОТКРЫТЫЙ ТЕМПЕРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Книги по Темперологии

Читать онлайн

Мышление Победителя (вводный семинар в Методологию ЭССЛ)

Автор Кронин С.И.

 

Страница 1 ... 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 ... 73

Часть 2. АЗБУКА УМЕНИЯ КОММУНИКАЦИИ

Глава 1. Основные принципы Умения Коммуникации

1.4. Эта увлекательная игра – Коммуникация...

1.4.1. Основные правила Игры

Итак, уже в тот момент, когда вы увидели человека и еще ничего не сказали – коммуникация началась. Коммуникация начинается тогда, когда происходит взаимная эмоциональная реакция. Как только это произошло, даже просто за счет мгновенного взгляда, то вы уже невербально транслируете свое настроение, ожидания, отношение к собеседнику, он же, в свою очередь, транслирует свое состояние вам. В момент контакта ваши состояния словно переплетаются, начиная создавать совместный "рисунок эмоций", может быть, еще даже не начавшегося разговора.

В самой своей сути, Искусство Коммуникации – это искусство совместного создания единой "картины" общения, представляющее собой игровой процесс, который требует не только сознательных знаний или высокоразвитого внутреннего мира, но и – знания основ этой игры. Если вы не знаете правил и не владеете основами любой игры, то вы не сможете и играть – вам даже будет сложно понять то, что происходит на игровой площадке: без знания основ игры просто нереально адекватно воспринимать действия партнера и принимать решения.

Цель коммуникативной игры – в умении управлять инициативой процесса общения: умении увлекать и вести за собой собеседника. В этом случае интерес между людьми не только не угасает со временем, но и возрастает – такая коммуникация всегда наполнена энергией: коммуникация и циркуляция энергии – вещи неразделимые. Если вы способны это делать гармонично и максимально пропускать энергию, то к вам всегда будут тянуться люди, общение всегда будет легким. Поэтому первым признаком, что ваше Умение Коммуникации устарело, является состояние безэмоциональности, накопившейся усталости, тревожности, тоски.

Основой коммуникации является ее эмоциональный фон – те состояния, которые присутствуют при общении: можно сказать, что именно эмоциональный фон определяет, есть или нет между людьми взаимопонимание – установлен ли между ними контакт, присутствует ли доверие, взаимная симпатия. Цели, результаты разговора, решаемые задачи находятся в поле этого эмоционального фона: если взаимопонимание присутствует, то будет и результат. Можно сказать, что взаимопонимание – как прямое следствие гармоничного эмоционального фона общения – это то необходимое условие, которое, в результате, и определяет успех или неуспех разговора.

Эмоциональный фон разговора – это соединение настроений каждого участника общения. Каждый человек как бы "носит картину" своего излюбленного настроения с собой: у одного – это солнце; у другого – военный марш; у третьего – дождливый день. Когда люди встречаются, то их настроения словно переплетаются. С этой позиции искусство общения можно рассматривать, как умение создать вокруг себя собственную эмоциональную атмосферу, гармонично вписывая в нее эмоции и настроения собеседников. Иными словами, коммуникативный профессионализм состоит в умении увлечь собеседника "рисованием" именно вашей "картины настроения"; но именно увлечь, а – не принудить или "подавить". Например, создать настроение солнечного дня, когда проходит военный парад – достаточно радостная картина; если этот же "парад" проходит в дождливый день – то картина тревожная и тоскливая...

Умение увлекать собеседника можно назвать искусством управления инициативой, что и является основным моментом коммуникативной игры: от того, насколько профессиональны в этом искусстве обе стороны и зависит наполненность, живость и увлекательность коммуникации – там, где идет игра за владение инициативой, всегда присутствует жизнь. Именно процесс игры за инициативу и определяет, прежде всего, эмоциональный фон общения. Там же, где общение непрофессиональное и грубое, неинтересное, эмоции истощаются, истощается и энергия – из процесса взаимодействия людей уходит жизнь и, как следствие, взаимопонимание, интерес друг к другу.

Таким образом, коммуникация – это процесс совместного творчества. Но право воплощать замысел принадлежит одному человеку – тому, кто в результате "игры общения" будет владеть инициативой: именно его цели и задачи будут реализованы в процессе общения.

При этом следует понимать, что сама по себе инициатива – это право принимать решение и вести за собой кого-либо: игра выиграна тогда, когда человек отдал вам право принимать решения. Это тот момент, когда он принял ваше право управлять ходом общения: когда создана позиция лидера коммуникации.

Позиция – ключевое понятие коммуникации, и ее формирование является важной частью коммуникативной игры, – о чем поговорим чуть позже.

Отдельно отмечу, что управлять решением не значит – подавлять собеседника; как раз наоборот – увлекать его своим замыслом, то есть делать свой "замысел" захватывающим. Большинство же людей, к сожалению, именно этот момент и не могут понять: ваш собеседник должен с радостью, самозабвенно включаться в те "проекты" общения, которые вы ему предлагаете – это должен быть его выбор, а не ваше принуждение.

Умение управлять инициативой можно назвать настоящим искусством, в котором необходима и гибкость, и развитость мышления, и умение рассчитывать свои ходы, и чувствование собеседника, и способность грамотно управлять процессом общения. И как в любом искусстве, в коммуникации не может быть придуман жесткий алгоритм последовательных действий, слов, движений, применяя которые механически и слепо, можно сразу "победить всех". Это сделать невозможно точно также, как нельзя стать олимпийским чемпионом, механически научившись отбивать теннисный мячик: ваш собеседник – живой человек, который также ведет свою игру.

 

Страница 1 ... 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 ... 73