Удалось немного по-новому для себя взглянуть на фильм «Властелин колец» как с нормальным дубляжем, так и в переводе Гоблина. Да простят меня поклонники Толкиена, но тут все-таки больше про фильм. Книгу не трогаю. В оригинальной версии в основном звучит эмоция долгого тяжелого путешествия с довольно заунывными мелодиями, высокопарными речами и предвосхищением конца эпохи, продолжением упадка. Шутки, комедийные ситуации немного разбавляют картину, но скорее подчеркивают общую линию. Это сейчас я так пишу, эмоция, мне, видите ли, не нравится. А в свое время, затаив дыхание и книгу читала, и фильм смотрела. И не раз. Конечно, ассоциировала себя с героями, благо, их там много.
Пересмотрев недавно, вдруг осознала, что в итоге послевкусием от фильма остается тоска, жуткая тяжёлая тоска, что всё лучшее и красивое этого мира вынуждено его покинуть — эльфы уплывают. Эльфам жить в этом экологически, видимо, и эмоционально грязном месте уже невозможно, поэтому покидают Средиземье.
Остаются люди, гномы, которых даже по цветовой гамме в бою нельзя было отличить от орков: такие же страшные, грязные, жуткие фигуры. Поход Фродо принципиально не сильно изменил общую тенденцию, только немного отдалил наступления темноты, приход нового темного властелина, не этого, так другого.
В фильме в переводе Гоблина он, Гоблин, срывает всю напыщенность и тоску шутками-прибаутками в стиле бывшего опера, превращая почти сакральное действо, всю историю в балаган. На моментах особого напряжения влетает шуточка в гоблинском исполнении с уровня как раз гоблинов в темперологическом значении, то есть с уровня нищих, и от неожиданности смыслы, роли подменяются на что-то потешное, даже неприличное. В принципе, обычная уловка нищих.
В свое время мне тоже смешно было смотреть фильм в версии Гоблина, даже ухохатывалась. А сейчас за этими шутками, иногда действительно смешными, видится в целом просто другая эмоция, подменившая напыщенность глумлением на фоне той же картинки.
Думаю, нападки на опасную сатиру, которая изображает вождей из прошлых времен в неподобающем виде, имеет причину в снятии сакральности, а по сути подмене на другую эмоцию. Была эмоция благолепия, а предлагают посмотреть на этого же человека как на клоуна. В итоге изначальные смыслы начинают плыть, и фундаменты тоже начинают рушиться. Приверженцы обоих эмоций дерутся между собой, что-то запрещают, что-то делают назло, провоцируют.
Поймав эту аналогию, понимаю, что пусть дерутся, мне вообще все эти эмоции несимпатичны, что та, что другая: что напыщенность, что глумление. Это вообще не из моего мира.
Исторические эпохи сменяют друг друга, каждая из них несет свою волну, свою эмоцию, не забывая растоптать смыслы уходящей волны. А человек ищет свою эмоцию, которая может быть и не связана с ведущей волной.
Героический архетип вынуждает биться за чужие идеалы, но освобождение от него позволяет спокойно двигаться к решению своих задач без ухода в крайности.
Написать комментарий
Оставьте первый комментарий!