Чтобы вещи встали на свои места, порой достаточно назвать их своими именами.
Человек давно в рабстве у вещей. Что изменила здесь глобализация? Думается — дело в скоростях.
Раньше, в «медленный век», в доиндустриальную эпоху, создание любой вещи проходило длинный цикл и всегда носило индивидуальный отпечаток мастера или местности. Сам процесс её создания давал возможность простраиваться низшим социотипом — Бедным наслаждаться процессом, Честным — «оприходывать результат».
Бедные по праву могли гордиться своими неповторимыми изделиями, совершенствоваться и даже в рамках обыденных занятий заниматься творчеством. Так появились когда-то дымковская игрушка, гжель, хохлома, палехский лак и каслинское литье. Медленный процесс создания в гармонии с природой и естественной средой также простраивал создающего вещи человека. Потому средневековые цеховые мастера чрезвычайно гордились своим ремеслом и качество сделанных вещей было делом чести. Качество и гордость за сделанное заверялось личным клеймом мастера — даже на самой простой вещи, но сделанной на совесть. И вот почему Великий Якоб Бёме считал себя прежде всего сапожных дел мастером, а не философом.
Индустриализация и постиндустриальные эпохи изменили всё. Гигантская индустрия всего готового — еды, песен, утвари, одежды — а в дешёвом варианте крайне некачественного, «одноразового» — по сути, лишили Низших «среды обитания» и пространства для простраивания мышления и личных качеств. У «советского человека» еще осталась ностальгирующая тяга к дачам, старым вещам, нужнику на участке, «сделанному своими руками» — «не хуже чем у других».
Кстати — это «не хуже, чем у других» или не хуже, чем ГОТОВОЕ» — является может — подсознательным скрытым протестом против обесценивания своего пространства. Как и рассада в баночках из-под йогуртов, и привычка воровать с производств и приспосабливать для домашнего хозяйства самые невообразимые вещи — колбы, заготовки, полуфабрикаты, отходы. И огородики на балконах с самозахватом земли от лоджий первых этажей.
И вот почему так дико выглядят «простые люди» в подделках промышленных дорогих лейблов и вот откуда бум хэндмейда с бутиками тканых в домашних условиях ковриков, тяга к фольклору и..его же индустриализация.
Всё дело в скоростях. Низшие их просто не выдерживают, им нужно замедление, пространство комфортной скорости мыслительных и жизненных процессов. Гонка, ускорение, соперничество часть людей заставляют задуматься — а куда мы все несёмся и торопимся, что мы постоянно «хронически не успеваем»?
С этой точки зрения хэндмейд в последние годы приобрел терапевтическое значение. Бум ручного мыла, дамы, вяжущие в метро и электричках, моддинг оргтехники и гаджетов, аэрография автомобилей — всё из этой серии.
Социальные слои и задачи перемешались в невообразимом хаосе в рамках цивилизации. Хэндмейд здесь видится средством простраивания личного пространства и минимальной индивидуализации — как необходимого первоначального шага к дальнейшему структурированию.
Написать комментарий
2 коммент. к публикации "Непростроенность «хэндмейда»"
Написано толково, но в конце… всё свалено в кучу. О ком думать: о нижших или высших?
Тему надо упорядочить. И, главное, не спешить…
Голосовать:
3
1
@Игорь Петрак :
А они во взаимосвязи — и высшие и низшие. Непростроенность низших и у высших болтанку устраивает. Это между социотипами. Также и непростроенность личного уровня заставит редкого представителя высших закончить жизнь на данном уровне.
Голосовать:
0
0