ОТКРЫТЫЙ ТЕМПЕРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Книги по Темперологии

Читать онлайн

Мышление Победителя (вводный семинар в Методологию ЭССЛ)

Автор Кронин С.И.

 

Страница 1 ... 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 ... 73

Часть 2. АЗБУКА УМЕНИЯ КОММУНИКАЦИИ

Глава 2. Школа Волшебников /практические приемы/

2.12. Принцип "Зеркала" и Социотипы: вызывайте восхищение оппонента

2.12.1. Социотипы и модели взаимодействия с каждым из них

Таким образом, мы в общих чертах рассмотрели основные навыки и приемы невербальной коммуникации, позволяющие опосредованно – то есть активно внешне ничего не предпринимая – влиять на состояние, настроение и действия собеседника. Однако, немаловажным является и умение грамотно строить саму модель разговора, как модель собственных действий или стратегии поведения, которая зависит, естественно, от того, с каким человеком – иначе говоря, с представителем какого Социотипа – вам предстоит общаться.

Социотипы или Базовые Уровни мышления достаточно подробно описаны в книге РСИ, поэтому мы не станем их подробно разбирать, коснувшись лишь применения знания о них непосредственно в коммуникации.

Дело в том, что каждый из социотипов имеет свою характерную модель общения, которая работает, можно сказать, помимо воли человека: человек просто не может действовать иначе, чем по "заложенной" в него с детства "программе" взаимодействий с окружающими. Исходя из этого и стало возможным предложить для коммуникации с каждым из социотипов свою, наиболее успешную во взаимодействиях с тем или иным уровнем, модель действий.

Напомню, что существуют следующие уровни социотипов: "реалистов", "моралистов", "тактиков", "сценаристов" и "идеологов". Мышление каждого из них также можно определить более емким названием, которое наиболее полно отражает мотивы и основные характеристики того, что люди того или иного социотипа делают фактически и к чему стремятся. Поэтому реалист обладает мышлением "бедных" – он все время жалуется, основная эмоция – выживания; моралиста в отношении его программ мышления можно определить, как "честного" – это непрерывная попытка определить, что справедливо, а что – нет, – постоянно "осуждающая" или оценивающая позиция; тактика можно смело назвать "карьерой" – его ничто не интересует, кроме результатов и повышения собственной социальной состоятельности; уровень сценариста определяется, как "блеф" – этот уровень постоянно занят созданием собственного мифа и все время проводит в коммуникативных играх; идеолог же – это мышление "аристократа" в чистом виде.

Итак, цель коммуникации "бедных" – в переложении ответственности за себя на кого-то для того, чтобы о нем позаботились; как правило, сопровождается ноющимися, жалобными интонациями. "Честный" все время проводит в споре с целью доказать свою правоту; его речь резкая, кричащая, можно сказать, "лающая". Эти два уровня уже изначально несут в себе подстройку "снизу", поэтому, как правило, их представители не являются серьезными оппонентами.

Последующие уровни уже потенциально ко всем строятся "сверху", и именно с ними происходит наиболее интересная и наполненная коммуникативная игра. "Карьера" действует жестко, говорит тезисно: человека данного уровня всегда интересует получение конечного результата. Можно сказать, что он все время словно взвешивает – выгодно ему лично то или иное действие или нет. Но при этом он действует линейно, с напором; в своей четкой и жесткой речи не склонен пускаться в рассуждения, нередко предпочитая больше молчать и слушать, чем говорить.

"Блеф" же наоборот – действует крайне гибко, говорит очень много, красочно; и основная цель его коммуникации – это получение полного влияния на собеседника. Можно сказать, что "блеф" все время играет за власть и над людьми, и над организациями, и над процессами: ему важно создание собственных территорий влияния и их постоянное расширение.

Зная основные "базовые" характеристики этих уровней, становится возможным предложить соответствующие каждому из них стратегии поведения. Так, при коммуникации с реалистом, он будет непрерывно доказывать вам, что он "бедный" и "несчастный", постоянно требуя от вас "войти в его положение" – чем-то ему помочь. В действительности же, не столько помочь, сколько – взять на себя ответственность за его решения или результаты его действий; то есть он будет предлагать вам, из сочувствия, решить его проблему или сделать за него какое-то дело. Можно сказать, что реалист словно постоянно играет "в поддавки": ведь чем более он вам докажет свою "несчастность", тем больше вам придется сделать его дел – он как бы специально унижает себя перед вами для того, чтобы вы потратили на него время, силы, средства.

Думаю, не стоит даже говорить, что как только вы "вошли в его положение", вы потеряли свою территорию. Единственная стратегия, которая останавливает игру реалиста – это стратегия "карьеры". Именно "карьера" в обществе управляет массами реалистов, и это единственная стратегия поведения, которая вызывает у них уважение. Поэтому при общении с реалистами надо держать дистанцию, говорить коротко и тезисно, постоянно делая акцент на фактические результаты и смысл тех или иных действий.

Если же вы вынуждены вести с реалистом простое общение – например, с дальним родственником, который может позвонить вам в три часа ночи и до шести утра рассказывать, что "его кошка заболела", – то необходимо, вообще не проявляя интереса к его проблемам, сделать так, чтобы он слушал ваше аналогичное по "несчастности" "нытье". Только в этом случае можно быть уверенным, что, во-первых, он сам через десять минут закончит разговор с вами, во-вторых, что он никогда больше не позвонит вам "поныть ни о чем", по крайней мере, ночью. При этом вам удастся формально сохранить с ним "родственные" отношения.

Например, как только вы услышали жалобные нотки и текущую проблему "бедного" (отмечу, что реалисты просто говорят и говорят, тратя ваше время и ничего конкретно не предлагая), вы тут же говорите, что его проблема – это ерунда, – а вот у вас самого проблема такая, что ему и не снилось: и начинаете рассказывать, не давая вставить ему слово, о том, что у вас "оторвалась пуговица от любимой куртки, таких пуговиц больше нет, и видимо придется менять все пуговицы на куртке". В этом случае, даже искренне сопереживая вашей "проблеме", больше трех-пяти минут реалист не выдержит и попытается сам завершить разговор. Необходимо понимать, что реалистов кроме самих себя и собственных проблем более ничего не интересует: поэтому он в принципе не станет слушать о том, что вас волнует.

 

Страница 1 ... 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 ... 73

 

 

 

Система Orphus

Статистика