ОТКРЫТЫЙ ТЕМПЕРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Книги по Темперологии

Читать онлайн

Мышление Победителя (вводный семинар в Методологию ЭССЛ)

Автор Кронин С.И.

 

Страница 1 ... 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ... 73

Часть 1. УМЕНИЕ СОЗДАВАТЬ СВОЙ МИР

Глава 3. Исторический этап смены "Культуры Работы"

на "Культуру Досуга"

3.4. Признаки смены эпох

Но сказать надо и следующее: "идеологи нового этапа" – люди, уже почувствовавшие новую Идею, увлекшиеся и живущие ею, нередко отрицают все достижения прошлого, – как люди увлеченные, они стремятся отказаться от того, что создано "консерваторами". Надо понимать, что развитие нового возможно только на фундаменте старого: отрицать все подряд из прошлого, значит – пытаться разрушить и фундамент, на котором стоит новая Идея. То есть, это значит то же, что и пословица "рубить сук, на котором сидишь". В истории подобные реализованные "инновации" дорого обходились: возьмите хотя бы революцию 17-го года, которая, разрушив "старый мир до основания", в итоге, привела к годам разрухи.

Все, что создано, должно также работать, развиваться и приносить пользу: происходит не более чем смещение внимания и интереса людей на иные области жизни – и не более. То, что раньше было основным в жизни общества, уходит на второй план, но продолжает существовать, внося свой вклад в новый этап развития. Прогресс – это естественный, без шоковых мер, переход от одного этапа к другому: необходимо гармоничное соединение нового с тем, что уже создано. Рычагом же перехода является именно Идея, объединяющая умы людей вокруг решения задач нового этапа развития общества.

3.5. Причина возрастающей проблематики общества

Необходимо также ответить на вопрос и о том, почему именно в момент завершения старого этапа развития происходит колоссальный взрыв проблематизации жизни людей – основной характеристики смены этапов развития общества. Именно по тому, как неожиданно и массово происходит обострение социальных проблем и проблем в жизни каждого человека, и определяется этот исторический момент: необходимо быть просто внимательнее к происходящему в обществе, чтобы заметить этот феномен. Под понятием "проблема" я имею ввиду все, что волнует и не устраивает людей: как внешние происшествия, так и внутренние состояния – негатив любых форм, который окончательно не удается устранить из жизни при помощи привычных методов. Рассмотрим этот момент.

Когда уходит прошлый этап развития общества, то в прошлое уходит и присущая ему Глобальная Идея: она безнадежно устаревает. Пока идея жизнеспособна, она объединяет людей вокруг себя и ведет за собой – к прогрессу: принципиальным изменениям жизни, требующихся обществу в данный исторический момент.

Отмечу, что предыдущий этап развития приучил нас под "прогрессом" подразумевать именно "технический и научный прогресс". Между тем, как техника и наука влияют только на один аспект жизни человека, точно так же, как сами по себе автомобиль, поезд и самолет влияют только на скорость и удобство передвижения. А ведь жизненно важных для человека аспектов – сотни. И среди этих аспектов нет менее или более значащих – есть только своевременные. Мы привыкли мыслить категориями Идеи технического этапа развития: в рамках именно "технической идеи" для нас понятнее, удобнее и естественнее отслеживать внешние изменения. Только поэтому, для ясности примеров и удобства понимания, мы обращаемся к примерам именно из этого этапа развития общества; были и другие этапы.

Также, когда мы употребляем слово "прогресс", то прошу понимать не этап расцвета машиностроения, а смотреть более широко: прогресс – как достижение обществом чего-то принципиально нового – того, чего не было раньше; причем, без отношения самого понятия к какой-либо одной эпохе или периоду. Например, может же быть прогресс мышления, прогресс человеческого тела, прогресс природных возможностей и способностей человека, прогресс культуры, прогресс взаимоотношений, прогресс социальный, прогресс общественного строя, прогресс общественного сознания, прогресс разума... То есть, как прогресс чего-то одного – как достижение нового уровня развития в области этого аспекта; естественно, что и изменение облика социума будет происходить вокруг "объекта" этого прогресса...

В период своей Силы Идея открывает людям качественно новые возможности в жизни – такие, о каких на предыдущих этапах даже самые смелые умы не могли и мечтать. Качественным изменением можно считать момент, когда все предыдущие поколения "руками собирали картошку", а сегодня работу сотен людей выполняет механический комбайн, к примеру. Эти изменения меняют как сам облик общества – то, как выглядит социум, – так и жизнь в нем каждого человека: думаю, не сложно отличить даже по фотографиям и картинам общество начала и конца прошлого века или – средневековье от времен Петра 1-го.

Главное в Идее – это принципиально новое и предельно ясное видение образа будущего всего общества, к которому и устремляются люди, указанным Идеей путем: в этот момент каждый человек превращается в творца завтрашнего облика общества – образа будущего, создаваемого собственными руками. В этом случае, мало того, что все люди занимаются единым делом, а значит – понимают переживания и сложности друг друга, говорят на едином языке, имеют общие ценности, интересы, увлечения, темы разговоров, ощущают востребованность своей личности обществом, – но и детально, ясно видят и то, как будут жить в новом обществе: свой новый образ жизни тогда, когда Идея все более будет реализовываться. Именно таким образом общество объединяется – становится единым целым. Можно сказать, что у людей, в этом случае, появляется интересное, захватывающее и увлекающее их мысли будущее.

Именно в том, чтобы давать людям новое видение будущего общества и их жизни в нем на качественно новом уровне, чем это было на прошлом этапе, и состоит суть Идеи, за которой идут люди всего общества. Таким образом, способность Идеи вести за собой означает – возможность открывать людям качественно лучшее будущее, новые, ранее недоступные аспекты будущей жизни.

Очередной этап развития завершается тогда, когда способность Идеи вести людей за собой вперед истощается: это значит, что идея ничего нового в образ будущего уже не способна добавить. Когда это произошло, то происходит поворот "от общего к частному" – начинает совершенствоваться не целостный образ будущего, как единая картина, а – все более совершенствуются его части: все большее внимание уделяется дальнейшей проработке изобретений, открытий, созданных на этом этапе.

Таким образом, главным признаком того, что идея себя исчерпала и останавливается в развитии, является перенос внимания людей с целостного видения будущего на улучшение деталей того, что им известно, привычно. Поэтому и можно сказать, что внимание людей переходит от общего к частному.

 

Страница 1 ... 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ... 73

 

 

 

Система Orphus

Статистика